Витебская площадь

Площадь перед Витебским вокзалом появилась одновременно со строительством в 1837 году первого здания вокзала, но до 1930-х годов главной архитектурной доминантой здесь был вовсе не вокзал, а стоявший на противоположной стороне Загородного проспекта Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка, возведенный в 1837—1842 годах по проекту Константина Тона.

 Соответственно, и площадь с 1843 года именовалась Введенской. Мимо площади протекал Введенский канал, называвшийся так еще с 1803 года по предыдущей Введенской церкви, находившейся на том же месте. Канал был засыпан в 1967 году, но его имя сохраняет проходящая на его месте улица.
В начале 1930-х годов собор был уничтожен, и, чтобы окончательно стереть о нем память, площадь и канал 10 сентября 1935 года переименовали в Витебские. Одно время существовало еще название площадь Детскосельского вокзала. Дело в том, что первоначально железная дорога шла только до Царского Села, это вообще была первая железная дорога в России, потому и вокзал строился как Царскосельский. Хотя железнодорожную линию затем продлили до Витебска и дальше, до Одессы, вокзал до 1918 года оставался Царскосельским. Когда Царское Село переименовали в Детское, переименовали и вокзал. Витебским он стал уже в 1930-е годы.Современное здание вокзала построено в 1901—1904 годах по проекту Станислава Бржозовского. Рядом, на углу Введенского канала, находится монументальное здание, не уступающее по размерам вокзалу. Это императорский железнодорожный павильон. При строительстве вокзала очень удачно был утилизован мусор, собранный со всего города,– его утрамбовали в высокую железнодорожную насыпь, которая тянется до самой Соединительной линии (в конце Воздухоплавательной улицы) и благодаря которой поезда на Витебский вокзал прибывают на второй этаж.В 1980 году Введенскому каналу (уже как улице) вернули историческое название. Площадь так и осталась Витебской.

В