Малая Митрофаньевская улица, Митрофаньевские тупик и шоссе

Все три названия связаны с Митрофаниевским кладбищем, занимавшим почти всю территорию между Балтийской и не существующей ныне Варшавской железнодорожными линиями, Старообрядческой и Малой Митро-фаньевской улицами и небольшой участок вдоль шоссе к северу от последней. Кладбище было основано в 1835 году и получило имя по небольшой деревянной церкви, перенесенной сюда с Троицкой площади в связи с постройкой там нового огромного собора и освященной заново во имя Митрофания Воронежского. Церковь установили на углу будущих улицы и шоссе, там, где сейчас дом № 14.

В 1839—1847 годах была возведена новая церковь по образцу храма в Свеаборге (архитектор Константин Тон). В 1927 году кладбище закрыли и вскоре уничтожили вместе с церковью. От Царскосельского (Московского) проспекта к кладбищу шла дорога, которая с 1849 года так и называлась – дорога на Митрофаниевское кладбище. Иногда ее объединяли с другой дорогой, начинавшейся от Обводного канала, под общим названием Скотопрогонная дорога. Здесь гнали скот на бойню, расположенную на углу Обводного канала и Царскосельского (Московского) проспекта. Здание бойни (современный адрес – Московский проспект, 65/100) построено по проекту Иосифа Шарлеманя 1-го в 1825 году; после того как Мясокомбинат перевели в 1933 году на окраину города, здесь разместился молокозавод. 14 июля 1859 года Скотопрогонную дорогу разделили на две – Большую и Малую Митрофаниевские дороги. Позже симметрия была нарушена: Малая Митрофаниевская дорога в 1914 году стала Малой Митрофа-ниевской улицей, а Большая Митрофаниевская дорога в 1896 году – Митрофаниевским шоссе. В 1930-е годы установилось написание «Мит-рофаньевский», однако еще недавно на номерных указателях по Малой Митрофаньевской улице можно было видеть шесть (!) вариантов топонима: Малая Митрофаниевская улица, Малая Митрофаньевская улица и дорога, просто Митрофаниевская и Митрофаньевская улица и даже Митрофаньевский переулок. Малая Митрофаньевская улица и сейчас проходит от Московского проспекта до Митрофаньевского шоссе, а вот шоссе в 1957 году было продлено на юг, до Ялтинской улицы. В том же году появился и Митрофаньевский тупик, отходящий от шоссе на юго-восток севернее дома № 4а. Сейчас это единственный официально существующий тупик в Петербурге.

М