Линии Васильевского острова

Считается, что первые линии на Васильевском острове появились в 10-х годах XVIII столетия, по крайней мере, именно к этому времени относятся первые упоминания о них. Российский самодержец Петр Великий, мечтавший, чтобы основанная им Северная столица походила на столь любезную его сердцу Голландию, повелел обустроить на Васильевском острове сеть каналов, пересекающихся под прямым углом. Первоначально предполагалось, что магистрали на берегах каналов, проложенных продольно, будут называть перспективами (на латыни «просматриваю» звучит как perspicio), на берегах поперченных каналов – соответственно, линиями («переулок» на латыни – lineo).

По традиции, сложившейся в Петербурге в первые десятилетия после его основания линиями называли проезды, которые застраивались лишь с одной стороны. Поэтому по берегам каждого из поперечных каналов прокладывали две линии, одна проходила по правому, вторая по левому берегу. Первую из образованных линий нарекли Кадетской, от расположившегося в помещениях бывшего дворца Меншикова Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, остальные же получили собственные номера, от 1-го до 27-го соответственно.

Другое дело, что основатель города не учел природных особенностей местности. Реки и каналы в Петербурге половину года скованы льдом. Поперечные каналы на Васильевском острове были выкопаны лишь до 13-й линии. Да и эти работы толком до конца доведены не были, к обустройству не продольных каналов и вовсе не приступали. Вдобавок петербургский генерал-губернатор А.Д. Меншиков, считавший петровский замысел высочайшей блажью и тихой сапой его саботировавший, позаботился о том, чтобы каналы были много уже амстердамских, по крайней мере, даже двум лодкам разойтись на них было нелегко. Каналы постепенно заиливались и зарастали, горожане использовали их как помойные и выгребные ямы. Наконец, в соответствии с высочайшим указом императрицы Екатерины II, датированным 26 апреля 1767 года, каналы Васильевского острова были засыпаны. А вот наименования линий сохранились, донеся до нас сведения об некоторых особенностях того, как застраивался Петербург в первые годы своего существования.

Изначально, в соответствии с петровским замыслом, линии с 1-й по 3-ю занимали пространство от Невы до Малой Невки, линии с 4-й по 17-ю – от Невы до Смоленки, линии с 18-й по 23-ю – от Невы до Большого проспекта. 24-я и 25-я линии планировались от Масляного канала к Косой линии, а 26-я и 27-я линии – к той же Косой линии, но от Невы. 23-ю линию в 70-х годах XVIII века называли также иногда Матисовской, связано это было с существовавшем в ее начале перевозом на Матисов остров через Неву. 18-я и 19-я линии в 1812 году были продлены до Малого проспекта. А еще спустя четверть века предпринималась попытка переименовать сразу четыре линии. Предполагалось, что 24-я и 25-я линии станут Котеневой улицей (от фамилии одного из домовладельцев), а 26-я и 27-я, соответственно, Новопроложенной улицей, поскольку в то время какой-либо проезд по ним был фактически невозможен. Но эти наименования в обиходе так и не прижились.

По мере того, как застраивалось Смоленское поле, которое располагалось между Гаванью и основной частью Васильевского острова, начался процесс удлинения тех линий, что здесь находились. Так 20-я и 21-я линии в 1890 году были продолжены до Среднего проспекта, в следующем году та же участь постигла и 22-ю и 23-ю линии. 24-ю и 25-ю линии продлили за Большой проспект (но до Среднего они не дошли), а 26-ю и 27-ю – до Большого проспекта. Впоследствии 26-я и 27-я линии были удлинены еще раз, до современных размеров, и с 1908 года оканчиваются на севере в районе Дворца культуры имени С.М. Кирова, возле нынешней площади Собчака.

За годы Советской власти была переименована только одна линия Васильевского острова. В октябре 1918 года 15-й линии было дано имя улицы Веры Слуцкой. Революционная деятельность уроженки Минска Веры Климентьевны (Берты Брониславовны) Слуцкой началась в 1901 году с членства во Всеобщем еврейском рабочем союзе (Бунде), спустя год она стала членом Российской социал-демократической рабочей партии. В Петербург Слуцкая приехала в 1905 году и вошла в боевую организацию РСДРП, которая отвечала за проведение экспроприаций (иначе говоря, насильственного изъятия денег, то есть банальных ограблений). После Февральской революции 1917 года Слуцкую избирают на должность секретаря Василеостровского районного комитета большевистской партии. При отражении наступления на Петроград войск атамана Краснова и Керенского Вера Климентьевна погибла в районе Царского Села 30 октября 1917 года, доставляя красногвардейцам медикаменты.

Выбор 15-й линии для увековечения памяти Слуцкой был связан с тем, что во время работы на ситценабивной фабрике «И.А. Воронин, Лютш и Череш» (современная Кожевенная линия, дом № 34), Вера Климентьевна жила именно на этой улице Петербурга. Фабрика, к слову, в советское время также носила имя Слуцкой, в настоящее время она носит наименование «Северный текстиль». Бывшая больница Святой Марии Магдалины на 2-й линии также была переименована в честь Слуцкой. Но новое имя, данное Советской властью 15-й линии, в отличие от больницы и фабрики, долго не продержалось. Уже в 30-х годах ХХ века топоним «улица Веры Слуцкой» с карт Ленинграда пропал.

Тогда же, в 30-х годах, 24-я и 25-я линии были продлены до Среднего проспекта, а впоследствии, в 60-х годах, доведены и до Малого проспекта. Участок 26-й и 27-й линий, располагавшийся между Невой и Кожевенной линией, исчез в 40-х годах, та же участь постигла и участок 14-й и 15-й линий, находившийся у реки Смоленки. 27 февраля 1989 года на Васильевском острове были образованы две новые линии. В соответствии с исторической традицией им присвоили номера 28 и 29. Так на карте Петербурга обозначается теперь небольшая городская магистраль, расположенная к западу от 27-й линии между Покровской больницей и Средним проспектом.

Л